Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену. • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки. • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности. • Помогайте избежать ошибок. • Поддерживайте выпускника при неудачах. • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена. • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку. • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности. Советы классному руководителю Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента. Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования. Экзаменационная (тестовая) тревожность Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью. Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса: • нарушение ориентации, понижение точности движений; • снижение контрольных функций; • обострение оборонительных реакций; • понижение волевых функций. Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ. Как помочь детям подготовиться к экзаменам • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. • Помогите детям распределить темп подготовки по дням. • Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. В подготовительный период рекомендуем: • Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей. • Не нагнетать обстановку. • Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ. Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?Состояние самой аудитории: • Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека. Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ • Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, - это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему. • Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку. |