Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса. Иными словами, в каждый УМК входят:
УМК «Школа России» и новый стандарт Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника. Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:
Этот результат достигается в очень большой степени благодаря современному УМК, включающего учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающих всем требованиям Стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Школа России» издательства «Просвещение». Созданный в 2001 году, получивший самое широкое
признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с
запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого
педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации
Стандартов второго поколения. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплекта входит следующие учебники: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, информатика, художественный труд, ОБЖ, иностранные языки. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий. Уже сегодня можно соотнести реализацию основных положений нового Стандарта в учебных курсах нашего комплекта. Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.) и множество других ситуаций. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для ребенка форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса —
формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности
ребенка и взрослых в семье. Особенно ярко ориентация на формирование семейных ценностей проявляется в учебнике 2-го класса, где с самого начала, с первого урока, ребенок вводится в мир семьи, которая представлена в виде действующих лиц учебника (мама, папа, сын Сережа, дочь Надя, а также домашние животные — собака Рыжик и попугай). Герои семьи принимают участие в изучении всех тем курса. Таким образом появляется возможность сюжетного построения уроков, при котором в учебных ситуациях моделируются взаимоотношения в семье. Представлены различные стороны семейных взаимоотношений: взаимопомощь, забота друг о друге, совместные занятия, игры, отдых, ведение домашнего хозяйства и т. д. При этом в ряде случаев привлекаются другие персонажи: бабушка и дедушка, которые живут в селе, друзья героев, которые живут в Санкт-Петербурге, и т. д., что позволяет показывать ценность родственных и дружеских отношений. Семья, представленная в учебнике, демонстрирует образец семейных отношений, который переносится на реальную жизнь каждого ребенка. Этому помогает система заданий в учебнике, рабочей тетради, а также методических пособиях, которая позволяет связать учебные ситуации курса с реальной жизнью ребенка в семье. К основным результатам образования в начальной школе в проекте Стандарта второго поколения отнесено формирование предметных и универсальных учебных действий, основ умения учиться. В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации. Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне». Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе. Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 классСтандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. |